Детектив с кефирными грибками
Кефир, считающийся традиционным русским напитком, стал таковым чуть более ста лет назад благодаря усилиям заинтересованных в получении этого целебного напитка людям. История о том, как кефир появился в России настолько интересна, что напоминает хороший детектив. В связи с давностью, она обросла некоторыми неточностями, но всё равно достойна того, чтобы о ней узнали многие люди.
Благословенное Приэльбрусье
Многие русские люди в XVII-XIX веках ездили к подножию горы Эльбрус (район нынешнего Кисловодска) лечиться. Целебными свойствами там, казалось, обладала сама природа: воздух, вода, пища. Но был там один особенный напиток, который готовился карачаевцами из молока и закваски и продавался всем желающим. Назывался он «кефир». Человек, выпивший кефир, чувствовал необыкновенный прилив сил, становился бодрым. Карачаевцы все славились отменным здоровьем и долголетием, что связывалось напрямую с употреблением кефира. Местные жители с удовольствием продавали кефир приезжим, однако секрет его приготовления не выдавали. Да и как могло быть иначе, если считалось, что кефирные грибки, сквашивающие молоко в кефир, подарил сам пророк Магомед и просил не передавать их никому, иначе они переведутся, испортятся. А как жить без кефира? То-то и оно.
Интерес России к кефиру
В XIX веке повсюду стали образовываться медицинские общества. Люди, состоящие в них, упорядочивали знания, касающиеся здоровья людей и обменивались ими. Так, в 1867 году Кавказское медицинское общество доложило о несомненных целебных свойствах кефира. Доложили и пригласили лечиться на свои земли. Всероссийское общество врачей серьёзно отнеслось к этому сообщению и, изучив результаты действия кефира на своих пациентов, решило использовать этот напиток в лечебных целях в России. Решить-то решили. Но как приготовить кефир? Завозить его с Кавказа было очень дорого, а рецепт и закваску получить оказалось невозможным. Осознав своё бессилие, в 1908 году врачи обратились к Николаю Ивановичу Бландову с просьбой во всяческом содействии в раскрытии тайны приготовления кефира. Они знали к кому обращаться: Николай Бландов – бывший морской офицер, в настоящем известный молокозаводчик, основавший фирму «Братья Бландовы», практически был «молочным королём» тогдашней России. Его продукция продавалась от Сибири до Кавказа. В 1903 году он построил первый молокозавод на Новослободской улице в Москве, но для маслобойни и сыроварни он предпочитал строить, как бы сейчас сказали, в экологически чистых местах – в Вологде, Бийске и на Кавказе. В окрестностях Кисловодска у Бландовых было 12 сыроварен, которыми управлял местный житель – Васильев Александр Васильевич.
Кого и куда отправить за кефиром?
Николай Иванович недолго думал, где узнать секрет кефира – у поставщика молока одной из своих кавказских сыроварен князя Бек-Мирзы Байчорова. Кого отправить за секретной информацией, тоже для него было ясно. Лучше всего с этой задачей могла справиться Ирина Сахарова – 20-и летняя перспективная сотрудница. Лучше всего её характеризуют факты: бывшая крестьянка Рязанской губернии к этому времени окончила Новскую школу скотоводства и молочного хозяйства, освоила технологию изготовления сыра «Камамбер» и принесла «Братьям Бландовым» золотую медаль Всемирной выставки, состоявшейся в 1907 году в Париже, разработав технологию приготовления сливочного масла. Кроме того, что девушка была умной, она обладала благородной статью, красотой и отвагой.
Операция «Ы»
Ирина Сухарева, приехав в Кисловодск, встретилась с Александром Васильевым и в его сопровождении немедленно отправилась к Бек-Мирзе. Тот принял их со всем кавказским радушием. Угощал немыслимыми деликатесами, поил кефиром. Но секрет не выдавал. Много времени Бек-Мирза общается с Ириной, рассказывая ей массу удивительных историй и полностью игнорируя тот вопрос, ради которого она, собственно, и приехала. В конце-концов Ирина смирилась с тем, что секрет кефирных грибков ей не раскрыть, и собралась домой. Вместе с Васильевым она села в фаэтон и отправилась в Кисловодск. Не успели они проехать и несколько километров, как их нагнали всадники в масках и выкрали юную Сахарову. Очнулась Ирина уже в горном ауле, под тихий шёпот старухи, радостно уверявшей её, что скоро она станет княгиней. Александр, как только добрался до Кисловодска, связался с Николаем Бландовым и с жандармерией, так как прекрасно знал чем заканчивается похищение молодых красавиц.
Жандармерия отреагировала быстро: Сахарова была освобождена, а князь взят под стражу. На суд над князем прибыл представитель фирмы Бландовых с требованием жесточайшего наказания дерзкого князя, посягнувшего на ценного сотрудника компании. Однако судья призывал решить дело миром. Ирина Сахарова, действительно была ценным сотрудником – она вспомнила, зачем она приехала на Кавказ и пообещала всё забыть за 10 фунтов кефирных грибков. На этом дело о похищении невесты было закрыто.
Утром Бек-Мирза прислал обещанные 10 фунтов (два килограмма!) кефирных грибков и огромный букет дорогих цветов в качестве извинения, предоставив девушке возможность беспрепятственного путешествия по краю и сбора ценной информации о заквашивании кефирных грибков.
Первый кефир – больным!
Первый российский кефир готовила сама Ирина Сахарова. Она скрупулёзно отмеряла закваску, расфасовывая её в маленькие бутылочки, смешивала с молоком, подогревала до нужной температуры и встряхивала как днём, так и ночью. Первый кефир был лекарством, его пили пациенты Боткинской больницы. Только спустя несколько лет удалось наладить производство кефира в таком количестве, что он стал продаваться в магазинах.
Страна забывает своих героев
Ирина Тихоновна Сахарова умерла в 1970 году, когда и при каких обстоятельствах – никто не знает. Известно лишь, что при жизни она была очень оптимистичным и любознательным человеком. После прихода советской власти она работала на молкомбинате имени М. Горького, была отличником министерств молочной и мясной промышленности. Есть сведения о том, что Ирина вышла замуж и родила двух детей – сына и дочку. Память о реальной Ирине Сахаровой умирает, а легенда о том как Ирина Сахарова достала для России кефирные грибки расцветает – парадокс, так характерный для нашего времени.
Умный мститель или справедливость восстановлена
У князя Бек-Мирзы Байчорова тоже были жена и дети. Один из его потомков, правнук Алимурат Абуюсуфович Текеев, является профессором медицинских наук и академиком. Он поставил своеобразную точку в этой истории, возвратив кефир своему народу. В 2000 году он подал заявку на изобретение кефира и айрана. Но патент ему не выдали, так как к тому времени эти напитки были запатентованы А. В. Федосеевым, а патентообладателем являлась австрийская корпорация «East-West inventions&Tehnology». Но карачаевец Текеев не сдался. Движимый патриотическими чувствами, он досконально разобрался в запатентованной рецептуре приготовления кефира и нашёл в ней грубые ошибки. Ошибка была признана существенной и работниками патентной службы, в связи с чем существующий патент на изготовление кефира был аннулирован. А в 2002 году А.А. Текеев сам получил патент на изобретение «Способ производства кефира». Так, юридически, кефир вернулся к своему вековому владельцу – карачаевскому народу.