Я боюсь пищевых добавок
В апреле Международный фонд по продовольственной безопасности провёл исследование общественного мнения: отношение к химическим добавкам в продуктах питания и предметам, соприкасающимся с продуктами*. Обследуемая группа – женщины разного возраста и из разных слоев общества.
Все женщины сообщили, что они думают о здоровом питании в семье и хотели бы покупать «правильные продукты».
В ходе дискуссии наблюдатели поняли, что больше всего при покупке продуктов женщины боятся… неизвестности. Химические добавки постоянно с новыми названиями, женщины просто не знают, как это отразится на здоровье родных и избегают покупки продуктов с химией.
Термин «хемофобия» появился почти 50 лет назад, на заре развития пищевой химии. Но, как оказалось, со временем хемофобия только распространилась.
Фобия – преувеличенная иррациональная боязнь чего-либо. Хемофобия – иррациональный страх к химическим соединениям.
Исследование показало, что взгляды и убеждения респондентов, как правило, сформированы под влиянием СМИ и интернета. Правда, уровень знаний достаточно низок. Когда просили сказать, каким образом они выделяют химическое вещество в продукте, женщины говорили, что это «пищевая добавка» или «что-то неестественно звучащее».
Грамотность в вопросах здоровья влияет на восприятие, убеждения и поведение.
Ученые сформулировали руководящие принципы для лучшей информированности населения о пищевых ингредиентах в продуктах питания и химических соединениях в пищевой таре.
- Рекомендовать средствам СМИ с осторожностью относиться к агрессивной рекламе пищевых продуктов, обеспечивать сбалансированность сообщений. Обязательно должна быть информация о преимуществах (например, посуда без использования бисфенола) и лишь затем о возможных отрицательных последствиях (если таковые имеются). Информация должна помогать потребителю принимать обоснованные решения;
- Применять отрицательные фразы типа «неблагоприятные последствия для здоровья», «вызывают некоторую обеспокоенность» только в случае наличия научно обоснованных фактов. За неверную отрицательную информацию о пищевых ингредиентах накладывать административную ответственность;
- Проводить дополнительные исследования по теме.
А что в России? Очень часто покупатели отдают предпочтение красивой упаковке, не задумываясь о составе пищевых продуктов. Например, мы предпочтем купить вареную колбасу красивого розового цвета, а не сероватого. А теперь задумайтесь: может ли быть вареное мясо розовым?
Информирование покупателя о составе продукта – это необходимость, которая назрела давно. Добросовестные производители указывают состав продукта полностью. Но зачастую эта информация подается очень мелким шрифтом, список бывает столь длинен, что дочитать его до конца крайне сложно.
Должна быть на упаковке понятная маркировка. И велосипед изобретать не надо. Во многих странах принята маркировка «светофор». Исследования в России показали, что подобная маркировка нравится потребителям.
Но пока покупатель должен ориентироваться исключительно на свои знания, добытые из…интернета.
*Элизабет Петрунь и соавторы, Стратегия национального института Здоровья, США, 2016г; «Формирование представлений о здоровье: эффективное сообщение о химии в продуктах питания»; «Тенденции обеспечения продовольственной безопасности».