ОРТОРЕКСИЯ – новое слово в пищевой психиатрии

Не так давно список пищевых расстройств стал длиннее на одно слово. Под анорексией, бигорексией, булимией, компульсивным перееданием своё место в словаре девиаций заняла орторексия. Это расстройство пищевого поведения, которое характеризуется маниакальной одержимостью здоровым питанием. Казалось бы, что плохого в правильном питании, которое является залогом внешней привлекательности, хорошего настроения, энергии и бодрости? Так должно быть. Но всё хорошо в меру: сравнительно молодое пищевое расстройство под названием «орторексия» в очередной раз подтверждает правильность этой поговорки.
Что это такое? Термин «орторексия» (в переводе с греч. – «правильный аппетит») был введён в 1997 году врачом Стивеном Бретменом. Он сам прошёл через орторексию, когда в 70-е годы прошлого столетия вместе с единомышленниками организовал общину приверженцев правильного питания. В коммуне «праведников от еды» царил дух аскетизма, а повальное увлечение экологически чистыми продуктами перешло черту фанатизма: в пищу употребляли только овощи и фрукты с собственных грядок, мясо и рыба были под строжайшим запретом, каждый кусочек еды требовалось тщательно пережевывать (не менее 50 раз). После того, как Бретмен, накладывая на свой рацион всё более и более жёсткие ограничения, довёл себя до физического и психического истощения, доктору удалось преодолеть пагубную зависимость. Он поделился пережитым опытом в книге «Пристрастие к полезным продуктам: как одолеть одержимость правильным питанием».
Группа риска. К орторексии предрасположены
люди с «синдромом отличника» – образованные, но излишне самокритичные, неуверенные в себе, стремящиеся к совершенству. Кроме перфекционистов, в тиски орторексии попадают ипохондрики, люди с тревожным психотипом, а также личности, помешанные на тотальном контроле и самоконтроле. Заболевание уже успели окрестить «самым светским недугом XXI века». Мировые кинозвёзды первой величины – Анжелина Джоли, Гвинет Пэлтроу, Кира Найтли, Натали Портман – в интервью неоднократно признавались в нездоровой тяге к здоровой пище. Любопытный факт: в стройных орторексических рядах был замечен Адольф Гитлер.
Орторексия как стиль жизни. Орторексики – это люди, которые знают магазинные этикетки продуктов до запятой. Они способны потратить несколько часов на то, чтобы тщательно обдумать своё меню (возможно, на пару недель вперед). Они могут сорваться в единственный фермерский магазин города в поисках низкокалорийного натурального редиса, когда на календаре конец января. Даже на грани голодного обморока они не съедят ни кусочка жареной курицы. Как же можно дойти до жизни такой?

Всё начинается с заботы о своем здоровье. Благими намерениями, как говорится… Вслед за пиццами-чипсами в мусорный бак летят мясо, яйца, молоко, картофель, а также все продукты, которые были подвергнуты хотя бы тени сомнения в новостных лентах многочисленных интернет-пабликов и подкастов. Так как списки «ПРОДУКТОВ, КОТОРЫЕ НАС УБИВАЮТ» и «ПРОДУКТОВ, КОТОРЫЕ ИСЦЕЛЯЮТ» постоянно трансформируются, а иногда и меняются местами, то единственный вывод, который можно сделать в результате мониторинга (при определенной степени доверия к источникам, конечно) – ВРЕДНО ВСЁ. Некоторые орторексики искренне верят в то, что всё копченое, жареное, соленое и маринованное вызывает рак – ваш холодильник только недоброе и замышляет. А для замахнувшихся на святое фальсификаторов (тех, кто добавляет в мёд крахмал или подкрашивает форель красным цветом) единственно адекватная мера пресечения – смертная казнь.

Постепенно орторексик начинает избегать дружеских походов в рестораны-кафе, потому что там придется есть непонятно-как-приготовленное-нечто. Они с рвением отказываются от всех потенциально неполезных продуктов, причём доводами может быть, что угодно: вегетарианство, пищевая аллергия, лактазная недостаточность, непереносимость глютена, нарушения водно-солевого обмена и т.п. В принципе, любой акт принятия пищи на людях оборачивается стрессом.

Проявляя железную волю и армейскую самодисциплину в ограничении своих потребностей, к другим они относятся с легким оттенком превосходства: что это за люди, не способные взять себя в ежовые рукавицы и не заботящиеся о качестве своего питания? Список друзей редеет пропорционально сокращающемуся реестру «разрешенных» продуктов, потому что многим орторексикам свойственно пытаться навязывать своему окружению личные, очень своеобразно понимаемые, правила здорового питания. Не многие выдерживают хронические нравоучения на тему «КАК?! ТЫ?! ЭТО?! ЕШЬ!?», вкупе с пространными лекциями о высоком/низком гликемическом индексе продуктов, базальном уровне метаболизма и опасности образования висцеральных жировых отложений. Мало-помалу орторексик становится отшельником. Соцсети отныне используются не для коммуникаций, а на предмет неустанного поиска универсальных рецептов «правильного питания».
В чём причина? Психологи усматривают корни орторексии в том, что строгое соблюдение ритуалов принятия пищи становится своеобразной ширмой от душевного дисбаланса. Как заменитель мозговой и социально полезной деятельности, увлечение здоровым питанием вполне способно кое-как заполнить пустоту в этих самых местах. Во всем можно найти плюсы: новые иностранные слова можно выучить, четырёхзначные числа на калькуляторе поделить/умножить/сложить – оно и полезно.
А если отставить шутки в сторону, то избавить от симптомов орторексии могут только специалисты – диетолог и (желательно) психиатр. Если вы, читая эту статью, опознали в поведении типичного орторексика некоторые из своих пищевых привычек – визит к медикам лучше не откладывать.