Generation Z – что мы знаем о поколении next?
Каждый хоть раз слышал теорию, по которой в зависимости от возраста поколениям присваиваются буквы: Х («икс», даты рождения 1964 – 1983), Y («игрек», они же «миллениалы», даты рождения 1984 – 2000»), Z («зеты» родились после 2000 и еще будут рождаться).
Согласно этой классификации, разработанной в 1991 году учеными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом, представители каждого поколения обладают схожими взглядами, ценностями, привычками и увлечениями. Зная год рождения, можно составить психологический портрет человека (не настолько точный, как по знаку Зодиака, но всё же).
На данный момент наиболее платёжеспособны миллениалы (возраст 20 – 35 лет), но совсем скоро на арену выйдет «племя младое, незнакомое» – поколение Z («центениалы»). Кто же они – герои нашего времени?
Поколение Z называют еще «цифровые люди» или поколение «МеМеМе» (в переводе – «ЯЯЯ»). Оно является одним из наиболее многочисленных в мире и, согласно статистике, затмевает даже бэби-бумеров (рожденные с 1943 – 1963). Например, в США, как и в Великобритании, Gen Z составляет около 25% населения. В России цифры чуть скромнее: согласно данным Федеральной службы статистики в России проживает 18 млн человек в возрасте от 10 до 20 лет – это 12% от общего числа россиян.
Свойственные Gen Z краткая способность к промежуткам концентрации внимания и «клиповое мышление» вкупе с врожденным иммунитетом к рекламе – настоящая головная боль для маркетологов, которым приходится использовать всю свою изобретательность, чтобы привлечь эту целевую аудиторию. Бренды, стартапы, гаджеты, навязчивая баннерная реклама, культ публичности – то, что «иксы» застали на старте, «зетов» окружает практически с пелёнок. И если ярким воспоминанием миллениала о детстве, вероятно, станет первая самостоятельная поездка на велосипеде, то центениал, скорее, вспомнит первый подаренный IPad.
Практически рождённые со смартфоном в руках, «зеты», тем не менее, тянутся к «реальному» миру. При том, что это поколение чаще других расплачивается смартфоном, предпочитают они все же покупать вещи «вживую», и для своих покупок 60% «зетов» выбирают крупные торговые центры.
Еда – второй после одежды потребительский интерес Gen Z. Исследования показывают: Gen Z имеют достаточно оригинальные предпочтения в еде, что в перспективе может сформировать инновационный продовольственный рынок.
Здесь, как и во всем прочем, центениалы не признают авторитетов. И если миллениалы безоговорочно доверяются мамам и бабушкам, которые с детства настойчиво твердили: «пей молоко – это кальций, ешь мясо – это белок», – то Z-ты на веру ничего не принимают. Потому что didjital-поколение в курсе: молоко и мясо – это натуральные источники вредных трансжиров. А замена жиров животного происхождения растительными положительно сказывается на здоровье и общем самочувствии. Между тем, согласно исследованию Barklays поколение Z употребляет на 57% больше тофу и на 550% больше «немолочного» молока.
Кроме того, растительные альтернативы мясных продуктов (о самых популярных мы уже говорили ранее) позволят снизить глобальную зависимость государств от животноводства. Это важно, поскольку уже сегодня 900 млн. человек в мире страдают от голода. А к 2050 году население планеты достигнет 9 млрд человек, и у человечества не хватит ресурсов для того, чтобы всех накормить в таких масштабах.
Вегетарианство и веганство – многолетний тренд, интерес к которому год от года только усиливается. По оценкам компании Allied Market Research рынок синтетического мяса ежегодно прибавляет по 8,4% и к 2020 году достигнет $ 5,2 млрд.
Растительные альтернативы морепродуктов – относительно молодое направление в пищевой индустрии, которое имеет все шансы повторить успех растительного мяса. На рынок уже вышли компании New Wave Foods с креветками из водорослей и Ocean Hugger Foods с заменителем тунца на помидорной основе.
Kity Soinine, директор категорийных исследований продуктов питания в Mintel, долгое время собирала информацию о потребительских тенденциях, и заключила: новое поколение свободно может потреблять продукты питания, которые вызывают психологическое неприятие у более возрастных потребителей. К похожим выводам пришли ученые из Greenmatch: «поколение Z вдохновляет зарождающуюся пищевую индустрию насекомых, которая продвигает альтернативные устойчивые источники белка».
Вообще отсутствие психологических барьеров – характерно для Gen Z. Как и нацеленность на быстрый результат: если им что-то не нравится – они не будут разбираться или ждать, а просто пойдут дальше (эх, эру медленного Интернета они не застали). Зачем чинить, если можно купить новое? Зачем работать на нелюбимой работе, если можно уволиться?
С другой стороны, это, пожалуй, наиболее социально ответственное поколение, которому предстоит встать на борьбу с экосистемной деградацией. Для них важно, чтобы товар был экологичным и полезным для здоровья. Z-ты хотят менять мир к лучшему, высоко ставят заботу об окружающей среде.
Философия «зетов» – баланс во всем, поэтому они считаются приверженцами полезного питания, не наносящего урон окружающей среде. Здоровый рацион и спорт – это не дань моде, а образ жизни для Gen Z. По некоторым прогнозам, именно это поколение станет той генерацией, кто сможет переломить тенденцию роста количества людей с избыточным весом и диагнозом «ожирение», а таких на данный момент 1,5 млрд человек.
Поколение Z сейчас находится на стадии формирования, поэтому рано делать окончательные выводы. Поживем – увидим, как говорится.