Как торговые сети ловят нас в свои сети

Бывало ли у вас такое, что, отправляясь в магазин за буханкой хлеба, вы возвращались домой с авоськой, набитой продуктами, которые не собирались покупать? А потом долго ломали голову, как же так вышло. Откроем секрет: на самом деле в тот момент, когда перед вами открывается дверь супермаркета, вы оказываетесь среди ловко расставленных рекламных сетей, и не попасть в них очень трудно.
Хорошо поставленный спектакль под названием «Манипуляция» – вот с чем можно сравнить любой поход за покупками. Вы в этом спектакле – и зритель, и актёр, и, главное, продюсер. А режиссирует всё действо команда маркетологов, которые точно знают, как ненавязчиво убедить покупателя взять в несколько раз больше необходимого, а то и вовсе ненужное. Освещение и декорации выверены до мельчайших деталей, драматургия продумана до последней точки в кассовом чеке. Как это работает?
АроМагия. Практически в каждом торговом центре витает стойкий аромат свежей выпечки, от которого сразу просыпается аппетит, и хочется покупать и кушать... Кроме того, давно известно, что когда человек ощущает приятный запах, в его мозгу начинает активно вырабатываться дофамин – гормон удовольствия. Вот почему так трудно уйти из гипермаркета без покупки «ну-хоть-чего-нибудь – хорошо же так».  
В ритме вальса. Во всех магазинах играет музыка. Абсолютно во всех. При этом плейлист подбирается с расчетом на то, чтобы задать определенный ритм перемещению по торговым залам. В гипермаркетах чаще всего звучат динамичные композиции, которые побуждают быстро принимать решения и действовать энергично. Бодренько сгрёб в охапку кучу товаров – и марш на кассу. В бутиках с элитной продукцией, напротив, к вдумчивым размышлениям о дорогой покупке и её преимуществах располагают спокойные, почти медитативные, мелодии.
 В выгодном свете. Грамотное и качественное освещение может «продавать» товар не хуже самого талантливого продавца-консультанта. Акцентное, декоративное и концептуальное освещение – придумано оно вовсе не для того, чтобы обеспечить вам комфортное разглядывание картошки или сыра, а для того, чтобы привлечь внимание к определенной группе товаров. Например, в магазине ювелирных украшений подсветка витрин очень яркая, агрессивная – чтобы каждое колечко-кулончик сверкали всеми гранями, в прямом смысле почти ослепляя своей роскошью. В магазине выдержанных вин, наоборот, свет приглушенный, теплый – так бутылки с Божоле или Кьянти мерцают еще более загадочно, вызывая жажду приобрести эту драгоценность.
Диспозиция имеет значение. Покупатели часто недоумевают: почему продукты ежедневного потребления (хлеб, молоко, соль) обычно нужно искать где-то в самом дальнем конце торговых рядов, да еще и в отдалении друг на друга? Ответ прост: прежде, чем до них добраться, вы обойдете весь магазин, по пути «цепляя» и складывая в свою корзину лишние, зачастую ненужные, товары. Теперь понятно, почему выйдя «за хлебушком» вы вернулись с пирожными, парой вёдер салатов, журналом «Космополитан» и колготками «по акции»?..
А есть еще такое понятие, как «золотая полка» – «золотая жила» для продвижения брендов. Она находится на уровне глаз взрослого человека среднего роста, и товары с неё сметают быстрее всего. Детские товары (те же Kinder-сюрпризы, к примеру) помещают на нижних полках – оттуда малышу удобнее их брать, чтобы потом затянуть заунывно-протяжное: «Мам, ну купииии!».
Слоган. Хорошо запоминаются короткие ёмкие фразы – особенно при частом повторении. На этом принципе основаны некоторые постулаты нейролингвистического программирования (НЛП). Прием вербального зомбирования аудитории широко используется в рекламе и реализуется через средства массовой информации.
Лучшие рекламные слоганы могут послужить образцом грамотного управления нашим подсознанием. Покупатель и не подозревает, что его отношение к товару строится по тому сценарию, который уже был запрограммирован в слогане.  «Just do it!» – это мотивирующий хит от производителя спортивной одежды «Nike», который вывел компанию в лидеры мирового рынка. И пусть не все дегустаторы «Bounty» испытывали обещанное «райское наслаждение», далеко не каждого окрылил «Red Bull», да и праздник, вопреки обещаниям рекламы Coca-Cola, не ко всем пришёл с рождественским фургоном – но ведь, чтобы проверить это, каждый хоть разок да попробовал, а значит, реклама попала в цель.
«Ваш выход, господа!..». К наиболее изощренным манипулятивным стратегиям можно отнести игру на эмоциях покупателя – комплексе неполноценности, семейных неурядицах, различных желаниях и фобиях. Многие узнают о существовании проблемы (а то и целой горы проблем) после того, как её озвучили в рекламе. Ломкие волосы, морщины, лишние сантиметры на талии, тусклая шерсть у домашнего питомца, грязный ковёр, жирная посуда, голодная семья – только приобретая определенные товары, вы можете вытащить свою жизнь и жизнь ваших близких из того хаоса, в котором она якобы пребывает.
Игра на чувствах. Провоцировать на покупки можно и более окольными путями: любишь себя – покупай, потому что ты этого достойна. Спекуляция на самооценке, не более. Психологическая привязка может осуществляться и в положительном эмоциональном контексте – через демонстрацию улыбающихся привлекательных людей, – конечно же, после того как они воспользовались рекламируемым товаром. «Хочешь быть таким же? Бегом за Х-товаром». И вот вы уже мчитесь за обещанным в рекламе «счастьем» в супермаркет – а там вкусно пахнет булочками, музыка приятная, светло и изобилие… 
Это еще не всё. Мы продолжим рассказывать о хитрых приёмах маркетологов в продолжении материала «Как торговые сети ловят нас в свои сети-2». Читайте скоро на нашем сайте.
Здоровье
23 апреля 2020, 15:50
Коронавирус и ожирение: где причина, а где следствие
Люди с избыточным весом – в зоне особого риска заражения COVID-19
Читать полностью...
41
Здоровье
27 марта 2020, 16:41
Витамины-союзники в профилактике коронавируса
Общероссийский карантин даёт возможность отвлечься от рабочих забот и задуматься над витаминизацией своего организма
Читать полностью...
106
Здоровье
17 марта 2020, 14:35
5 причин вставать рано утром
«Мир на стороне жаворонков!» – кричат совы, которым трудно вставать слишком рано. У каждого человека свои биологические часы. Многие люди не могут приучиться к раннему подъему.
Читать полностью...
521
Здоровье
26 февраля 2020, 18:06
Битва: растительные спреды vs сливочное масло
В европейских странах спред относят к продуктам здорового питания. Однако в России спред считают дешевым заменителем сливочного масла.
Читать полностью...
882
Здоровье
05 июня 2019, 16:26
ПРОЕКТ «ЗДОРОВАЯ ПЛАНЕТА»: Mamma mia, мы в Италии!
Viva Italia! Страна, куда вам обязательно захочется вернуться
Читать полностью...
2158
Здоровье
21 мая 2019, 16:20
Жиры омега – альфа нашего здоровья
Здоровые жиры повышают пищевую ценность продукта. Этот факт в очередной раз подтвердили учёные
Читать полностью...
1509
Здоровье
29 апреля 2019, 15:39
Проект «ЗДОРОВАЯ ПЛАНЕТА»: «Я уже давно хочу к северу, в ИСЛАНДИЮ…»
Самые интересные обычаи маленькой, но очень независимой страны.
Читать полностью...
1375
Здоровье
02 апреля 2019, 16:38
ПРОЕКТ «ЗДОРОВАЯ ПЛАНЕТА»: «расскажи мне про Австралию…»
«Мне безумно интересно», – эти слова из хита Земфиры как нельзя лучше подходят для того, чтобы описать впечатление от этой удивительной страны контрастов.
Читать полностью...
961
Здоровье
15 февраля 2019, 15:47
ЭТЮД В «ЗЕЛЁНЫХ» ТОНАХ: история органик-рынка за рубежом
Когда органическая продукция была неорганичной... История о том, как проходила "зелёная" революция за рубежом и к чему она пришла.
Читать полностью...
1232
Здоровье
29 января 2019, 16:17
Проект «ЗДОРОВАЯ ПЛАНЕТА». Шведский стол
В рамках проекта «Здоровая планета» ежемесячно мы будем рассказывать о традициях питания и образа жизни в странах с наивысшими показателями здоровья и долголетия.
Читать полностью...
1488
Здоровье
21 января 2019, 14:33
Цвет настроения синий? Пора что-то менять!
Хандра – явление хоть и неприятное, но в зимний период очень распространённое.
Читать полностью...
4450
Здоровье
25 декабря 2018, 16:18
Что такое хорошо и что такое плохо: пищевые открытия последнего времени
Новости в области диетологии – величина крайне непостоянная.
Читать полностью...
5797
Здоровье
06 декабря 2018, 16:21
Иммунитет, укрепляйся!
Для многих россиян зима – любимое время года. Действительно, в эту волшебную пору пушистых снежинок так ценятся домашнее тепло и уют, еще более очаровательные в свете огоньков ёлочных гирлянд. Единственное, что может омрачить зимнюю сказку – обострение хронических болезней и простуды.
Читать полностью...
3465
Здоровье
19 ноября 2018, 10:09
NEW-ФУДЫ, или о дивный оздоровлённый мир!
Слоган 90-х «Пепси-пейджер-MTV» в миллениальные 00-е был потеснен новыми лозунгами «Jaguar-гламур-R'n'B». И пока кто-то ностальгирует по юношеским годам («Верните мой 2007-й»), весь остальной мир захвачен новой философией – «смузи-диета-ЗОЖ».
Читать полностью...
3362
Здоровье
02 ноября 2018, 16:27
ФУДСТАГРАММИНГ – #МОДА_НА_ЕДУ
Мир со скоростью эпидемии захватила новая мания. Имя ей «Инстаграм».
Читать полностью...
2302
Здоровье
23 сентября 2018, 22:12
Осторожно: НЕПОДДЕЛЬНЫЙ ФАЛЬСИФИКАТ!
Тема фальсификата в пищевой продукции – одна из самых обсуждаемых в продовольственной отрасли за последнее время. СМИ обрастают информационными сообщениями о различных законодательных инициативах, затрагивающих вопросы идентификации того или иного вида продуктов
Читать полностью...
2349
Здоровье
31 мая 2018, 13:16
Не вся здоровая еда одинаково полезна...
Помидор - здоровая еда. И яблоко с кефиром. Точно? Рассказываем о стереотипном восприятии "здоровой еды".
Читать полностью...
5369
Здоровье
18 мая 2018, 14:07
Соль, сахар и жир
Что будут менять гиганты пищевой индустрии?
Читать полностью...
1928
Здоровье
24 апреля 2018, 09:10
Почему все время хочется есть?
5 причин постоянного голода, о которых вы могли даже не задумываться!
Читать полностью...
7870
Здоровье
29 марта 2018, 10:21
Идеальный завтрак для продуктивного дня
Все знают, пропускать завтрак - идея плохая. Но какой он должен быть, чтобы силы не покинули, а работа была эффективной?
Читать полностью...
4919
Новости
26 июня 2020, 13:16
Еда массового поражения: сколько рака в твоей тарелке? 4. Глицидиловые эфиры – эфемерное зло
Завершаем цикл статей о канцерогенных пищевых "загрязнителях"
Читать полностью...
136
Новости
09 апреля 2020, 17:56
В самоизоляции, да не в обиде: как сохранить тонус в карантин
Как сделать так, чтобы не краснеть за свое отражение в зеркале после выхода с карантина?.
Читать полностью...
1408
Новости
25 марта 2020, 14:17
«Коронавирусный» продуктовый набор россиянина – плюсы и минусы
Картофель, консервы и сахар вашему иммунитету не помощники. Чего не скажешь о гречке.
Читать полностью...
687

Написать сообщение