Как торговые сети ловят нас в свои сети

Бывало ли у вас такое, что, отправляясь в магазин за буханкой хлеба, вы возвращались домой с авоськой, набитой продуктами, которые не собирались покупать? А потом долго ломали голову, как же так вышло. Откроем секрет: на самом деле в тот момент, когда перед вами открывается дверь супермаркета, вы оказываетесь среди ловко расставленных рекламных сетей, и не попасть в них очень трудно.
Хорошо поставленный спектакль под названием «Манипуляция» – вот с чем можно сравнить любой поход за покупками. Вы в этом спектакле – и зритель, и актёр, и, главное, продюсер. А режиссирует всё действо команда маркетологов, которые точно знают, как ненавязчиво убедить покупателя взять в несколько раз больше необходимого, а то и вовсе ненужное. Освещение и декорации выверены до мельчайших деталей, драматургия продумана до последней точки в кассовом чеке. Как это работает?
АроМагия. Практически в каждом торговом центре витает стойкий аромат свежей выпечки, от которого сразу просыпается аппетит, и хочется покупать и кушать... Кроме того, давно известно, что когда человек ощущает приятный запах, в его мозгу начинает активно вырабатываться дофамин – гормон удовольствия. Вот почему так трудно уйти из гипермаркета без покупки «ну-хоть-чего-нибудь – хорошо же так».  
В ритме вальса. Во всех магазинах играет музыка. Абсолютно во всех. При этом плейлист подбирается с расчетом на то, чтобы задать определенный ритм перемещению по торговым залам. В гипермаркетах чаще всего звучат динамичные композиции, которые побуждают быстро принимать решения и действовать энергично. Бодренько сгрёб в охапку кучу товаров – и марш на кассу. В бутиках с элитной продукцией, напротив, к вдумчивым размышлениям о дорогой покупке и её преимуществах располагают спокойные, почти медитативные, мелодии.
 В выгодном свете. Грамотное и качественное освещение может «продавать» товар не хуже самого талантливого продавца-консультанта. Акцентное, декоративное и концептуальное освещение – придумано оно вовсе не для того, чтобы обеспечить вам комфортное разглядывание картошки или сыра, а для того, чтобы привлечь внимание к определенной группе товаров. Например, в магазине ювелирных украшений подсветка витрин очень яркая, агрессивная – чтобы каждое колечко-кулончик сверкали всеми гранями, в прямом смысле почти ослепляя своей роскошью. В магазине выдержанных вин, наоборот, свет приглушенный, теплый – так бутылки с Божоле или Кьянти мерцают еще более загадочно, вызывая жажду приобрести эту драгоценность.
Диспозиция имеет значение. Покупатели часто недоумевают: почему продукты ежедневного потребления (хлеб, молоко, соль) обычно нужно искать где-то в самом дальнем конце торговых рядов, да еще и в отдалении друг на друга? Ответ прост: прежде, чем до них добраться, вы обойдете весь магазин, по пути «цепляя» и складывая в свою корзину лишние, зачастую ненужные, товары. Теперь понятно, почему выйдя «за хлебушком» вы вернулись с пирожными, парой вёдер салатов, журналом «Космополитан» и колготками «по акции»?..
А есть еще такое понятие, как «золотая полка» – «золотая жила» для продвижения брендов. Она находится на уровне глаз взрослого человека среднего роста, и товары с неё сметают быстрее всего. Детские товары (те же Kinder-сюрпризы, к примеру) помещают на нижних полках – оттуда малышу удобнее их брать, чтобы потом затянуть заунывно-протяжное: «Мам, ну купииии!».
Слоган. Хорошо запоминаются короткие ёмкие фразы – особенно при частом повторении. На этом принципе основаны некоторые постулаты нейролингвистического программирования (НЛП). Прием вербального зомбирования аудитории широко используется в рекламе и реализуется через средства массовой информации.
Лучшие рекламные слоганы могут послужить образцом грамотного управления нашим подсознанием. Покупатель и не подозревает, что его отношение к товару строится по тому сценарию, который уже был запрограммирован в слогане.  «Just do it!» – это мотивирующий хит от производителя спортивной одежды «Nike», который вывел компанию в лидеры мирового рынка. И пусть не все дегустаторы «Bounty» испытывали обещанное «райское наслаждение», далеко не каждого окрылил «Red Bull», да и праздник, вопреки обещаниям рекламы Coca-Cola, не ко всем пришёл с рождественским фургоном – но ведь, чтобы проверить это, каждый хоть разок да попробовал, а значит, реклама попала в цель.
«Ваш выход, господа!..». К наиболее изощренным манипулятивным стратегиям можно отнести игру на эмоциях покупателя – комплексе неполноценности, семейных неурядицах, различных желаниях и фобиях. Многие узнают о существовании проблемы (а то и целой горы проблем) после того, как её озвучили в рекламе. Ломкие волосы, морщины, лишние сантиметры на талии, тусклая шерсть у домашнего питомца, грязный ковёр, жирная посуда, голодная семья – только приобретая определенные товары, вы можете вытащить свою жизнь и жизнь ваших близких из того хаоса, в котором она якобы пребывает.
Игра на чувствах. Провоцировать на покупки можно и более окольными путями: любишь себя – покупай, потому что ты этого достойна. Спекуляция на самооценке, не более. Психологическая привязка может осуществляться и в положительном эмоциональном контексте – через демонстрацию улыбающихся привлекательных людей, – конечно же, после того как они воспользовались рекламируемым товаром. «Хочешь быть таким же? Бегом за Х-товаром». И вот вы уже мчитесь за обещанным в рекламе «счастьем» в супермаркет – а там вкусно пахнет булочками, музыка приятная, светло и изобилие… 
Это еще не всё. Мы продолжим рассказывать о хитрых приёмах маркетологов в продолжении материала «Как торговые сети ловят нас в свои сети-2». Читайте скоро на нашем сайте.
Здоровье
19 ноября 2018, 10:09
NEW-ФУДЫ, или о дивный оздоровлённый мир!
Слоган 90-х «Пепси-пейджер-MTV» в миллениальные 00-е был потеснен новыми лозунгами «Jaguar-гламур-R'n'B». И пока кто-то ностальгирует по юношеским годам («Верните мой 2007-й»), весь остальной мир захвачен новой философией – «смузи-диета-ЗОЖ».
Читать полностью...
186
Здоровье
02 ноября 2018, 16:27
ФУДСТАГРАММИНГ – #МОДА_НА_ЕДУ
Мир со скоростью эпидемии захватила новая мания. Имя ей «Инстаграм».
Читать полностью...
151
Здоровье
23 сентября 2018, 22:12
Осторожно: НЕПОДДЕЛЬНЫЙ ФАЛЬСИФИКАТ!
Тема фальсификата в пищевой продукции – одна из самых обсуждаемых в продовольственной отрасли за последнее время. СМИ обрастают информационными сообщениями о различных законодательных инициативах, затрагивающих вопросы идентификации того или иного вида продуктов
Читать полностью...
391
Здоровье
31 мая 2018, 13:16
Не вся здоровая еда одинаково полезна...
Помидор - здоровая еда. И яблоко с кефиром. Точно? Рассказываем о стереотипном восприятии "здоровой еды".
Читать полностью...
1722
Здоровье
18 мая 2018, 14:07
Соль, сахар и жир
Что будут менять гиганты пищевой индустрии?
Читать полностью...
709
Здоровье
24 апреля 2018, 09:10
Почему все время хочется есть?
5 причин постоянного голода, о которых вы могли даже не задумываться!
Читать полностью...
4708
Здоровье
29 марта 2018, 10:21
Идеальный завтрак для продуктивного дня
Все знают, пропускать завтрак - идея плохая. Но какой он должен быть, чтобы силы не покинули, а работа была эффективной?
Читать полностью...
3184
Здоровье
15 марта 2018, 16:27
Диетологи усомнились в пользе вегетарианских вариантов блюд
Если вы считаете, что вегетарианский бургер – более здоровая опция, чем обычный, то выводы диетологов вас не порадуют.
Читать полностью...
2465
Здоровье
12 марта 2018, 14:00
Хотите контролировать аппетит - ешьте цельнозерновой хлеб
Хлеб с увеличенным содержанием клетчатки и обогащенного белками поможет справиться с разыгравшимся аппетитом.
Читать полностью...
1511
Здоровье
15 февраля 2018, 16:28
Три продукта, которые портят внешность
В поисках причины нездорового цвета лица, темных кругов под глазами, периодических высыпаний можно перечитать половину сайтов о чудо-продуктах, которые нужно есть для сияния кожи, перелистать десятки журналов с рекламой новейших косметических средств и, смирившись, надеяться на любимое русское «самое пройдет». Рассказываем, почему стоит обратить внимание на три элемента в питании, которые могут быть причиной проблем с кожей лица.
Читать полностью...
5309
Здоровье
12 февраля 2018, 20:48
Культура питания и традиции: почему привычная пища становится вредной
Определенные блюда, а иногда – стереотипы, служат символами, отображающими традиции, а традиции базируются на возможностях и потребностях народов, которые веками формировались веками под влиянием условий существования на различных территориях.
Читать полностью...
1791
Здоровье
06 февраля 2018, 17:07
Коварный бисфенол А в составе пластиковых бутылок
Пока одни ученые спорят, сколько жидкости нужно человеку, другие ученые пытаются понять, в чем эту жидкость нужно потреблять.
Читать полностью...
1903
Здоровье
05 февраля 2018, 16:30
Пицца на завтрак уже не самый страшный сон диетолога?
Рано или поздно это случается со всеми. Некоторые не придают событию особого значения и продолжают жить без угрызений совести. Другие, напротив, думают о том, что случилось, снова и снова прокручивая в сознании момент грехопадения. К счастью для второй категории, диетологи доказали, что пицца на завтрак – более здоровый выбор, чем некоторые виды хлопьев с молоком.
Читать полностью...
1005
Здоровье
29 января 2018, 17:16
7 полезных перекусов, которые можно взять с собой на работу
Вы плотно позавтракали и хорошо пообедали, но к середине дня все равно ощущаете голод. Шоколадные батончики и сдоба – не самые лучшие варианты для фигуры. Хорошо бы иметь под рукой полезные закуски. Какие продукты выбрать лучше всего?
Читать полностью...
1894
Здоровье
23 января 2018, 11:35
6 мифов о питании, в которые вы напрасно до сих пор верите
Пальмовое масло – вредно, от макарон можно растолстеть, а вот гранола – полезная закуска. Вы еще верите в эти мифы? Напрасно. Узнайте, почему.
Читать полностью...
1887
Здоровье
18 января 2018, 14:28
Правильное питание: 8 простых правил
Есть несколько базовых принципов, которые помогут вам переключиться с запасания калорий на их расход.
Читать полностью...
1582
Здоровье
12 января 2018, 15:12
5 сигналов о том, что с вашим обменом веществ что-то не так
Эти симптомы могут говорить о нарушениях в вашем метаболизме.
Читать полностью...
1521
Здоровье
21 декабря 2017, 10:32
Как ухаживать за кожей в мороз
Холодный зимний ветер и перепады температуры между улицей и теплым помещением могут стать настоящими испытаниями для нежной чувствительной кожи. Попробуйте использовать эти элементарные правила, чтобы избежать сухости и шелушения.
Читать полностью...
877
Здоровье
19 декабря 2017, 08:20
4 способа борьбы с зимней усталостью
Зимой труднее просыпаться, не хочется лишний раз выходит из дома, а к концу дня уже почти совсем не остается сил. О том, как справляться с этим состоянием, – в этом посте.
Читать полностью...
970
Здоровье
18 декабря 2017, 09:41
5 лучших источников энергии, которые быстро восстановят ваши силы
В течение дня вы можете быть заняты кучей дел, которые отнимают ваши силы. От этого организм сильно страдает. Чтобы восстановить энергетический баланс, нужно выбирать здоровую пищу – ту, которая не просто даст вам калории, но еще и улучшит работу мозга, сердца, восстановит печень. Вот список продуктов, рекомендованных диетологами.
Читать полностью...
1135
Новости
30 ноября 2018, 15:37
Вам жирно будет – диета, которая эффективна всегда
«Жир» и «стройность» – слова, которые вместе не употребляются. Так было до момента появления в лексиконе худеющих поняти...
Читать полностью...
174
Новости
09 ноября 2018, 16:49
ОРТОРЕКСИЯ – новое слово в пищевой психиатрии
Не так давно список пищевых расстройств стал длиннее на одно слово. Орторексия - тяга к здоровому питанию, переросшая в ...
Читать полностью...
478
Новости
23 августа 2018, 13:32
«А колбаса-то ненастоящая!..»
  В последнее время вокруг вопроса о маркировке продукции в отечественном пищепроме разгорелись настоящие ст...
Читать полностью...
1062

Написать сообщение